Приборы и системы ориентации, стабилизации и навигации
  • История развития кафедры и научные школы

    Достижения в области отечественной авиации, ракетно-космической техники, морского флота, наземной техники в значительной степени определяются применением автономных систем управления, основой которых являются гироскопические системы. Становление научной школы "Гироскопические системы" в МГТУ относится к началу 30-х годов, когда конструкции отечественных самолетов стали настолько совершенными, что стали возможны полеты на дальние расстояния, на больших высотах, в облаках и тумане. Для таких полетов нужны были приборы автономной ориентации и автоматические системы управления, что, в свою очередь привело к необходимости подготовки специалистов по авиационным приборам и системам. Такая подготовка была поручена МВТУ им. Н.Э.Баумана, где в 1933г. было начато обучение по специальности "Авиационные приборы", а несколько позже (в 1938 г.) организована одноименная кафедра. В связи с постоянно изменяющимся содержанием подготовки специалистов несколько раз менялось и название кафедры.

    Для ведения учебного процесса по авиационным приборам и системам были приглашены опытные специалисты Г.В.Щипанов, Я.И.Соловьев, Е.Б.Левенталь из промышленности и научные работники С.С.Тихменев, Г.О.Фридлендер, Н.Н.Чернов. С первых же лет существования специальности сложился высококвалифицированный коллектив преподавателей, владеющих знанием современной техники и методиками научной и педагогической работы. На кафедре были разработаны и начали читаться лекции по новым в те годы курсам "Авиационные приборы". "Прикладная теория гироскопов", "Автопилоты".

    Высокая квалификация преподавателей и фундаментально поставленная подготовка специалистов по авиационным приборам и системам позволили заложить основы научной школы, которую в дальнейшем успешно развивали первые выпускники кафедры, в числе которых были будущие видные ученые и руководители научно-производственных коллективов: Н.А.Пилюгин. Е.Ф.Антипов, Е.В.Ольман, И.А.Михалев, Д.С.Пельпор, Н.П.Никитин и другие.


    Б.В.Булгаков(1900-1952)

    Большая заслуга в становлении научной школы принадлежит первому заведующему кафедрой "Авиационные приборы" проф. Георгию Владимировичу Щипанову (1903 - 1953); выпускник Ленинградского политехнического института, он многие годы работал в промышленности и пришел на кафедру с должности технического директора одного из заводов авиационною приборостроения. Понимая необходимость развития научных исследований в области авиационных приборов и систем, Г.В.Щипанов много внимания уделял проведению на кафедре научных исследований. Его первыми аспирантами были Е.Ф.Антипов, Н.А.Пилюгин, A.C.Майоров, В.П.Чумаков.

    В 1939 г. кафедру возглавил один из крупных ученых-механиков, профессор МГУ, член-корреспондент АН СССР Борис Владимирович Булгаков (1900-1952). По его инициативе, вызванной расширяющимся применением гироскопической техники в авиации и морском флоте, усиливается механико-математическая подготовка выпускников и аспирантов кафедры. Монография Б.В.Булгакова "Прикладная теория гироскопов" (1939) явилась основополагающим трудом, на многие годы вперед определившим преподавание основ теории и развитие научных исследований в области гироскопической техники.

    В 1948 г. заведующим кафедрой "Авиационные приборы" становится д.т.н., проф. Сергей Сергеевич Тихменев (1886 - 1964). Окончив с отличием механико-математический факультет МГУ С.С.Тихменев затем увлекся авиацией, стал одним из первых российских летчиков. Заинтересовавшись устройством и эксплуатацией существовавших тогда авиационных приборов - магнитных компасов, тахометров, термометров, указателей скорости и других, он начинает работать над совершенствованием этих приборов являясь научным консультантом ряда предприятий авиационной промышленности. Свой богатый опыт С.С.Тихменев обобщил в монографиях "Теория авиационных приборов" (1940) и "Элементы точных приборов" (1956). С.С.Тихменев много внимания уделял сохранению высокого научно-педагогического потенциала кафедры как основы развития ее научной школы. В связи с этим в конце 40-х - начале 50-х годов им были приглашены на кафедру ее выпускники, руководители приборостроительных предприятий И.А.Михалев и Д.С.Пельпор, а также аспиранты кафедры Е.А.Никитин и В.А.Бауман.

    Развитие ракетно-космической техники выдвинуло новые специфические задачи ориентации, управления и навигации, что потребовало не только выпуска специалистов более широкого профиля, но и разработки новых научных и методических основ их подготовки.

    С 1962 г. эту работу возглавил заведующий кафедрой д.т.н., проф. Д.С.Пельпор, а с 1988 г. его преемник д.т.н. проф., С.Ф.Коновалов. За это время на кафедре были разработаны новые фундаментальные курсы "Теория гироскопов и гиростабилизаторов", "Элементы гироскопических устройств". "Инерциальные системы навигации", "Автоматическое управление летательными аппаратами". "Электронные устройства гироприборов", "Вычислительная техника в гироскопических системах", а также ряд курсов по проектированию и испытанию гироскопических приборов и систем.


    С.С.Тихменев(1900-1952)

    Опыт преподавания и результаты научных исследований сотрудников кафедры были обобщены в более чем 100 монографиях, учебниках и учебных пособиях, среди которых особое место занимает учебник "Гироскопические системы" в трех томах, выпущенный под редакцией Д.С.Пельпора двумя изданиями (1972, 1988).

    Научная школа "Гироскопические системы" развивалась и крепла трудами ее последователей, многие из которых, возглавляя творческие коллективы промышленных предприятий, научных и учебных заведений, способствовали развитию отечественной космонавтики, авиации, ракетной и наземной техники. За достигнутые успехи выпускники кафедры Н.А.Пилюгин, Е.Ф.Антипов, Е.В.Ольман, В.А.Рудницкий, Н.П.Никитин, Н.В.Маркичев, В.И.Феодосьев, П.М.Кириллов, В.С.Митяев, Ю.М.Сазыкин были удостоены Ленинской премии. Высшие научные звания присвоены Н.А.Пилюгину - академик АН СССР, В.И.Феодосьеву - член-корреспондент АН СССР, В.Ф.Журавлеву - член корреспондент РАН. За период существования научной школы кафедрой подготовлено 19 докторов наук и около 200 кандидатов наук.

    В развитии научной школы "Гироскопические системы" можно выделить четыре основных направления: 1) системы инерциальной навигации; 2) системы автоматического управления летательными аппаратами; 3) приборы ориен-тации и гиростабилизаторы; 4) элементы гироскопических приборов.

    В отличие от радиотехнических и астрономических инерциальные системы навигации, разработка которых вылилась в самостоятельное направление, автономны, что определяет их перспективность. Возникновение этого научного направления связано с заявкой на авторское свидетельство под названием "Навигационный прибор для регистрации пройденного пути и скорости", поданной Л.М.Кофманом и сотрудником МВТУ Е.Б.Левенталем в 1932 г. Суть изобретения состояла в обеспечении с высокой точностью горизонтальности осей чувствительности акселерометров, установленных на платформе гировертикали с интегральной коррекцией. Эта схема дала начало так называемым кардановым инерциальным системам. Аналогичное изобретение в Германии было сделано годом позже, а в США инерциальная навигация начала развиваться лишь в конце 40-х годов.


    Н.А.Пилюгин(1908-1982)

    Начало разработки другого класса инерциальных систем - бескарданных - связано с именем выдающегося выпускника кафедры Николая Алексеевича Пилюгина (1908-1982), под руководством которого в середине 30-х годов были разработаны и испытаны чувствительные элементы этих систем - самописец угловых скоростей (жирограф) (его дипломная работа), а также самописец линейных ускорений (акселерограф). С помощью этих приборов исследовалась серьезнейшая проблема авиации того времени - штопор самолетов. Жирограф и акселерограф устанавливали непосредственно на борту самолета и в условиям штопора измеряли и записывали значения угловых скоростей и линейных ускорений по трем ортогональным осям. потом на земле проводили расшифровку записей и определяли по соответствующим алгоритмам параметры движения самолета. С созданием малогабаритных и быстродействующих вычислительных машин сложные вычислительные опе-рации стали проводить в реальном масштабе времени непосредственно на борту движущегося объекта.

    С развитием в конце 40-х годов отечественной ракетно-космической техники Н.А.Пилюгин по настоятельному предложению С.П.Королева становится Главным конструктором систем автономного (инерциального) управления ракетами-носителями. Коллектив ученых под его руководством добивается достижений самого высокого уровня. Большой вклад в разработку и создание инерциальных систем управления ракетно-космическими комплексами внесли также выпускники кафедры, работавшие под руководством А.А.Байкова.

    Задачами следующего этапа в развитии инерциальных систем стали: разработка алгоритмов функционирования, поиск причин и оценка погрешностей определения координат и скорости и формирование требований к элементам этих систем.

    Первый теоретический анализ схемы Кофмана - Левенталя (без учета вращения Земли) провел в 1937 г. Б.В.Булгаков. В 1940 г. С.С.Тихменев обратил внимание на необходимость учета переносных ускорений, вызванных вращением Земли. В дальнейшем исследованием различных вопросов, связанных с созданием инерциальных систем, занимались многие преподаватели, сотрудники и выпускники кафедры: Г.О.Фридлендер. С.С.Тихменев, Л.И.Ткачев. П.В.Бромберг, Е.А.Никитин, В.С.Магнусов, А.К.Неусыпин, О.С.Салычев и другие. В результате были разработаны схемы построения, алгоритмы функционирования, теория погрешностей, изучены вопросы комплексирования и фильтрации шумов инерциальных систем. Результаты теоретических исследований обобщены профессором кафедры П.В.Бромбергом в монографии "Теория инерциальных систем навигации" (1979).

    Глубокая теоретическая проработка позволила уже в середине 60-х годов приступить к серийному производству авиационных инерциальных систем.

    В настоящее время на кафедре ведутся работы, связанные с комплексной обработкой информации в инерциальных системах. Основные научные результаты этой работы отражены в монографии О.С.Салычева "Волновое оценивание погрешностей инерциальных систем навигации" (1992) изданной также в США и Канаде.

    Второе направление "Системы автоматического управления летательными аппаратами" возникло в связи с необходимостью автоматической стабилизации углов курса, крена и тангажа при создании тяжелых самолетов (ТБ-1, МИ-2, Я-760, ТБ-7). Преподаватели и аспиранты кафедры занялись разработкой первых отечественных автопилотов АВП-2 (1933) и АВП-12 (1938). В 1942 г. под руководством Е.В.Ольмана была закончена разработка и начался серийный выпуск пневматических автопилотов АП-42 для военно-транспортных самолетов ЛИ-2. ИЛ-12, ИЛ-14. Опыт создания первых отечественных и зарубежных автопилотов нашел свое отражение в монографии Е.В.Ольмана, Я.И.Соловьева. В.П.Токарева "Автопилоты" (1946), Ис-следованию системы самолет-автопилот как системы автоматического регулирования была посвящена книга П.В.Бромберга и Д.С.Пельпора "Автоматическое управление самолетом" (1948).

    Развитие высокоскоростной и маневренной авиации (ТУ-95. ТУ-114, Ан-22, Як-28 и др.) потребовало разработки более совершенных автопилотов и автоматических систем захода на посадку. В связи с этим на кафедре под руководством профессоров И.А.Михалева и Б.Н.Окоемова расширяется и углубляется подготовка специалистов по системам автоматического управления летательными аппаратами, а в промышленности под руководством выпускников кафедры И.А.Михалева. Е.Ф.Антипова. Е.В.Ольмана, Е.А.Никитина, Б.Н.Окоемова и других создаются автопилоты АП-15. АП-28, АП-28-И, АП-75, АП-6Е. БСУ-54 и автоматические системы захода самолета на посадку САУ-1Т, САУ-ЗП.

    Системы автоматического управления ракетами воздух-воздух и воздух-поверхность были разработаны под руководством Н.П.Никитина, Специфика этих ракет простота, дешевизна - требовала разработки соответствующих теоретических вопросов, в решении которых принимал участие д.т.н. проф. А.К.Неусыпин. Результаты его исследований отражены в монографии "Гироскопические приводы" (1978).

    В целях создания современных систем автоматического управления летательными аппаратами были проведены исследования в области фундаментальных теоретических вопросов, связанных с разработкой принципов построения систем автоматического управления, методов анализа, методик проектирования и расчета, стендов для математического и полунатурного моделирования. Итогом полученных научных результатов стал ряд монографий, среди которых необходимо отметить работы И.А.Михалева. Б.Н.Окоемова, М.С.Чикулаева "Системы автоматического управления самолетом" (1987).

    В разработке теории систем автоматического управления принимал участие проф. П.В.Бромберг, которым была издана монография "Матричные методы в системах автоматического регулирования" (1978).

    Третьему направлению "Приборы ориентации и гиростабилизаторы", связанному с проблемами измерения углов курса, крена и тангажа летательного аппарата, положила начало работа Б.В.Булгакова и С.С.Тихменева "Теория авиагоризонта Сперри с маятниковой воздуходувной коррекцией" (1937), которая предлагала методику исследования инструментальных и методических погрешностей авиагоризонта путем построения траекторий движения вершины гироскопа на горизонтальной плоскости. Пневматические гироприборы обладали низкой точностью и были неудобны в эксплуатации, поэтому началась разработка гироприборов с визуальным съемом показаний на основе электромеханических элементов (гиромоторов, жидкостных уровней, коррекционных двигателей). В создании приборов этого типа - авиагоризонтов (АГК-47, АГИ-1, АГБ-1) и гирополукомпасов (ГПК-48, ГПК-52) - принимали участие Е.Ф.Антипов, Е.В.Ольман, П.М.Кириллов, Д.С.Пельпор, Б.И.Волков и другие.

    Приоритет в изобретении поплавкового гироскопа (1949), на основе которого и в настоящее время строятся прецизионные гироскопические системы, принадлежит выпускнику кафедры д.т.н. проф. Л. И.Ткачеву.

    В конце 50-х годов, занимаясь исследованием поплавковых гироскопов, д.т.н. проф. Е.А.Никитин создает новое научное направление "Гидродинамика поплавковых гироскопов и акселерометров". Основные резуль-таты его исследований приводятся в монографии "Проектирование дифференцирующих и интегрирующих гироскопов и акселерометров" (1969). В настоящее время это научное направление развивается под руководством проф. С.Ф.Коновалова.

    Работая над актуальными вопросами развития приборостроения в содружестве с промышленными предприятиями, преподаватели и научные сотрудники кафедры участвовали в создании перспективных образцов гироприборов и гиростабилизаторов, обеспечивая конструкторско-теоретическую часть разработок: динамически настраиваемых гироскопов (Д.С.Пельпор, В.А.Матвеев), гиростабилизаторов кино-, фото- и телеаппа-ратуры (В.В.Фатеев), двухрежимных курсовых приборов для наземных самоходных объектов и гирокомпасов для геофизических скважин (С.А.Шестов, В.А.Бауман). Основные результаты этих исследований обобщены в уже упоминавшемся учебнике "Гироскопические системы" (т.2), а также в монографии Д.С.Пельпора. В.А.Матвеева, В.Д.Арсеньева "Динамически настраиваемые гироскопы" (1988). За участие в разработке и освоении серийного выпуска динамически настраиваемых гироскопов д.т.н. проф. В.А.Матвеев был "удостоен Государственной премии СССР за 1986 г.


    Д.С.Пельпор(1910-1996)

    Под руководством С.Ф:Коновалова разработан ряд навигационных акселерометров, а также аппаратура и методики для их статических и динамических испытаний; создана теория цифровых акселерометров с широтно-импульсной и релейно-импульсной модуляцией выходного сигнала, теория виброустойчивости акселерометров. Итогом исследовании в этом направлении стала монография С.Ф.Коновалова "Теория виброустойчивости акселерометров" (1991) и учебное пособие С.Ф.Коновалова, Е.А.Никитина и Л.М.Селивановой "Проектирование гироскопических систем" (1980).

    Развитие четвертого направления - "Элементы гироскопических приборов" - связано с именем С.С.Тихменева. точнее, с его монографией "Элементы точных приборов" (1956), в которой впервые была проанализирована работа элементов авиационных приборов в условиях вибрации и изменяющихся температур. Инструментальные погрешности гироприборов в основном объясняются несовершенством примененных в них конструктивных элементов, В начале 50-х годов в связи с появлением реактивной авиации и ракетно-космических систем резко возросли требования к точности гироприборов, что потребовало разработки, исследования и применения более совершенных их элементов.

    Сам же термин "элементы приборов", общепринятый в настоящее время, был введен С.С.Тихменевым.

    В связи с требованиями промышленности на кафедре был введен вначале небольшой, а затем фундаментальный курс "Элементы гироскопических приборов", в подготовке которого принимали участие Д.С.Пельпор, Е.А.Никитин. С.Ф.Коновалов и С.А.Шестов. Так, проф. Е.А.Никитин в 1960 г. основал новое научное направление "Электромагнитный подвес поплавковых приборов". Группой сотрудников кафедры была создана теория, разработаны конструкции и схемы резонансных и активных магнитных подвесов, методики их настройки, определены возмущающие моменты создаваемые подвесом. По инициативе акад. Н.А.Пилюгина на основе разработок кафедры были созданы первые отечественные прецизионные поплавковые гироскопы с магнитным подвесом, позволившие решить сложную задачу автономного азимутального ориентирования мобильных "возимых" ракет. Основные научные результаты, полученные при исследовании магнитных подвесов (1972, 1988), приведены в третьем томе учебника "Гироскопические системы" и в монографии Ю.А.Осокина, В.Н.Герди, Н.Н.Станкевича и др. "Теория и применение электромагнитных подвесов" (1980).

    К началу 60-х годов стало ясно, что для создания прецизионных гироприборов необходимо исследовать происходящие в них тепловые процессы. Одними из первых в этом направлении начали работать профессора Е.А.Никитин и С.А.Шестов.

    Глубокие научные разработки сотрудники кафедры провели по исследованию гиромоторов, двух- и трехколечных шарикоподшипников, датчиков угла и момента, токоподводов, цифровых систем съема информации и т.д. Подробные сведения об этих элементах приведены в уже упоминавшемся третьем томе учебника "Гироскопические системы" (авторы Е.А.Никитин, С.А.Шестов, B.А.Матвеев).

    Научная школа кафедры продолжает развиваться и укреплять связь с промышленностью. На ведущих предприятиях отрасли: НИИ прикладной механики, Раменском приборостроительном КБ, МНПК "Авионика", НПЦ автоматики и приборостроения, ЦНИИ автоматики и гидравлики, ФГУП НПО "Техномаш" созданы филиалы кафедры, на которых студенты проходят практику, выполняют лабораторные работы, курсовые и дипломные проекты.

    Кафедра явилась одним из учредителей Международной Академии Навигации и Управления Движением и активно участвует в ее работе. Семеро сотрудников кафедры являются действительными членами академии.

  • Щипанов Георгий Владимирович (1903-1953)

    кандидат технических наук, профессор


    Первый заведующий кафедрой в период с 1934 по 1939 годы. В дальнейшем заведующий кафедрой "Гироскопических приборов" в МАИ им. Серго Орджоникидзе. В период заведования кафедрой в 1936 году опубликовал книгу "Теория, расчет и методы конструирования авиационных приборов", за которую ему была присуждена ученая степень кандидата технических наук, и в 1938 году книгу "Гироскопические приборы слепого полета". Тогда же в 1938 году Щипанову присвоено звание профессора.

    Известен работами по обобщению теории невозмущаемых гироскопических маятников с периодом Шулера на общую теорию инвариантных систем автоматического регулирования.



    Булгаков Борис Владимирович (1900-1952)


    член-корреспондент АН СССР, доктор физико-математических наук, профессор


    Заведовал кафедрой авиационных приборов МВТУ им. Н.Э.Баумана с 1939 по 1948 годы. Основатель и первый руководитель кафедры прикладной механики механико-математического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова. Выдающийся советский механик. Один из основоположников прикладной теории гироскопов в СССР. В 1939 г. Булгаков Б.В. защитил докторскую диссертацию на тему « Прикладная теория гироскопов», был утвержден в ученой степени доктора физико-математических наук и ученом звании профессора. В том же году диссертация Булгакова Б.В. вышла в виде монографии, в которой изложена теория всех наиболее важных гироскопических приборов и которая стала классической в этой области.

    За время работы в МВТУ им. Н.Э.Баумана Б.В. Булгаковым совместно с профессором Г.В. Щипановым и С.С.Тихменевым разработаны и прочитаны курсы "Авиационные приборы", "Прикладная теория гироскопов", "Автопилоты" и др., которые заложили фундамент в подготовку научно-инженерных специалистов в области авиационного приборостроения и бортовых автоматических систем летательными аппаратами.

    Б.В. Булгаков внес значительный вклад в развитие механики. Им разработаны и систематизированы такие обширные разделы механики, как теория гироскопов и теория колебаний, заложены основы теории инерциальных навигационных систем и поставлены задачи зарождающейся теории оптимального управления.

    Начало создания отечественной научной школы теории и практики гироскопических приборов и систем положено фундаментальными трудами Б.В.Булгакова. Им развиты важнейшие для практики разделы общей теории гироскопов, теории гирокомпасов, морских гирогоризонтов и гиростабилизаторов, теория ряда авиационных гироскопических приборов, впервые разработана теория и исследованы основные погрешности первой отечественной инерциальной системы (ИНС) - "Универсальный ориентир -37", которая положила начало развитию ИНС в СССР. Он первым увидел и осознал общность ИНС с гиромаятниковыми приборами, применил к анализу "поведения" ИНС методы исследования гировертикалей и гирокомпасов, он первый описал возможность перестройки режимов работы ИНС путем изменения алгоритмов формирования величин моментов, прикладываемых к гироскопам без изменения конструкции системы.

    Развитию теории и методов исследования систем автоматического управления полетом и, по существу, создания научной школы в этой области послужили многочисленные труды Б.В. Булгакова, например, такие как "Автоколебания регулируемых систем" (1942г.), "Некоторые задачи теории регулирования систем с нелинейными характеристиками" (1942г.), "Цепи регулирования со звеньями, имеющими несколько степеней свободы" (1950г.) и т.д.

    К числу важнейших научных работ Б.В.Булгакова относятся его работы по теории колебаний и теории автоматического регулирования. В 1949г. изданы первые две части его обширной монографии "Колебания", в которой изложена теория свободных и вынужденных колебаний систем с одной степенью свободы с приложениями для исследования систем автоматического регулирования. Третью часть монографии подготовили к печати его ученики, под руководством профессора, д.т.н. Я.Н. Ройтенберга, выпускника кафедры "Приборы и системы ориентации стабилизации и навигации" 1938г.

    За 22 года педагогической деятельности (МГУ, МВТУ, Геолого-разведовательный институт, Государственный исследовательский нефтяной институт) Б.В.Булгаков подготовил сотни высококвалифицированных специалистов, многие из которых стали Героями Труда, лауреатами Ленинских и Государственных премий, академиками, Генеральными и Главными конструкторами, докторами технических наук, профессорами. В МВТУ им. Н.Э.Баумана он поставил и читал основополагающий курс "Прикладная теория гироскопов", охватывающих гироскопические приборы всевозможного назначения: авиационного, морского, наземного и др.

    Крупный ученый Б.В.Булгаков понимал, что квалифицированных инженеров можно подготовить только при условии, когда научные идеи воплощаются в конкретные приборы и системы, поэтому он уделял особое внимание лабораторной базе кафедры, оснащению ее современной приборной техникой. Да и сама деятельность Б.В.Булгакова тесно связана с промышленностью. Долгое время он являлся старшим научным сотрудником НИИ механики и математики МГУ и ряда отраслевых НИИ, участвовал в разработке инерционной системы АГО (авиационный гироскопический ориентир - 1939), являлся автором и соавтором изобретений в области гироскопической техники.

    Тихменев Сергей Сергеевич (1886-1964)

    заслуженный деятель науки и техники РСФСР, доктор технических наук, профессор


    Крупный ученый в области механики, один из основоположников отечественной научной школы теории и практики авиационных аэрометрических, гироскопических приборов и прецизионных приборов точной механики и их элементной базы. Талантливый педагог, один из организаторов открытия специальности на вечернем факультете в МГТУ и вечернем отраслевом факультете "Авиамоторная".

    Заведующий кафедрой "Приборы и системы ориентации, стабилизации и навигации" (1949-1962г.).

    С. С. Тихменев является одним из основателей отечественной научной школы авиационных приборов. В первой отечественной работе в области теории авиационной гировертикали, опубликованной С.С. Тихменевым совместно с Б.В. Булгаков в 1937г., исследованы погрешности гирогоризонта с квазиупругой коррекцией и ограничением зоны ее пропорциональности. Это пионерская работа заложила основы подхода к анализу погрешностей гироприборов различного назначения. Изданная С.С. Тихменевым монография "Теория авиационных приборов" (1940г.) - явилась первым фундаментальным трудом в области проектирования бортовых авиационных приборов обеспечивающих инструментальное пилотирование самолетов различных классов и в течении долгих лет бывшая единственным учебником для подготовки инженеров и научных работников авиационного приборостроения.

    Первая отечественная работа в области теории авиационных гировертикалей опубликована С.С. Тихменевым совместно с Б.В.Булгаковым.

    С.С. Тихменеву совместно с Д.С. Пельпором принадлежит приоритет в разработке теории прецизионной гировертикали с интегральной коррекцией.

    Существенен вклад С.С.Тихменева в принципы построения аэрометрических авиационных приборов. Еще в 30-е годы прошлого столетия им опубликован ряд статей ("Расчет гофрированных мембран", "Расчет биметалла в биметаллической температурной компенсации" и т.д.), определивших существенное повышение точности работы в условиях эксплуатации таких приборов как, указатели скорости полета самолета, высотомеры, вариометры и т.д., обеспечивающих возможность летчику пилотировать самолет ночью и в плохих метеоусловиях.

    Как крупный ученый и выдающийся инженер С.С. Тихменев отчетливо понимал, что создание высокоточных авиационных приборов возможно только при соответствующей элементной базе. Любые новаторские идеи теоретиков, так и остаются идеями, если их не реализует конструктор. Поэтому конструкторской подготовке в разработке приборов он придавал особое значение. При конструировании бортовых самолетных приборов С.С.Тихменев уже в те далекие годы нацеливал конструкторов, что на выбор самого физического принципа, положенного в основу функционирования данного прибора, оказывают существенное влияние те условия, в которых он должен работать, а также его масса и габариты. Он учил, что при выборе принципиальной схемы и разработке конструкции того, или иного прибора необходимо учитывать фактор экономичности и технологичности его конструкции. При этом он уделял особое внимание простоте конструкции прибора (показатель сложности в настоящее время является дисциплинирующим критерием в проектировании любого технического устройства), а также надежности их работы в условиях эксплуатации. С.С.Тихменев утверждал, что прибор должен работать без отказа и без разрегулировки в течении длительного срока, опередив на десятилетия развитие современного научного направления - теории надежности технических систем. Такой комплексный подход к проектированию приборов он изложил в 1956г. в своей монографии "Элементы точных приборов", обобщающив ряд оригинальных работ: методы определения динамических погрешностей приборов, в том числе и в условиях вибраций, различные методы компенсации погрешностей приборов и другие вопросы, связанные с практикой проектирования прецизионных приборов точной механики. Данная монография в течении десятилетий являлась настольной книгой для разработчиков конструкций приборов на производстве.

    Научную школу, основанную С.С.Тихменевым, отличает глубокое проникновение в физическую сущность явления, строгое математическое решение проблемы, научная принципиальность, чувство нового. Однако С.С.Тихменев не является чисто кабинетным ученым. Еще в далеком 1933году он входит в группу разработчиков одного из первых отечественных автопилотов АВП-2 для управляемого по радио самолета-бомбы на базе самолета ТБ-1. Постоянная тесная связь с промышленностью позволяла не только проводить на кафедре многоплановые научно-исследовательские работы, и постоянно совершенствовать и углублять учебный процесс, ввести подготовку инженеров по нескольким специализациям.

    В 1959г. С.С. Тихменев принимает активное участие в организации вечернего факультета в МГТУ на двух из ведущих предприятий Москвы.

    Научная эрудиция, широкий круг технических интересов, авторитет и известность, тесная связь с ведущими предприятиями С.С. Тихменева, способствовала организации на кафедре научно-исследовательских работ, связанных с наиболее актуальными вопросами гироскопической техники и систем автоматического управления летательными аппаратами.

    С.С. Тихменев воспитал большую плеяду выдающихся ученых и конструкторов новой приборной техники и систем управления подвижными объектами. Среди них академик АН СССР, дважды Герой Труда Н.А. Пилюгин, Генеральные и Главные конструктора, Лауреаты Ленинских и Государственных Премий, доктора наук, профессора Е.Ф. Антипов, Е.В.Ольман, директор предприятия Лауреат Государственной премии В.М.Сазыкин, Заслуженный деятель науки и техники, Лауреат Государственной премии д.т.н., профессор Д.С. Пельпор, д.т.н, профессор Е.А. Никитин и многие другие.

    Пельпор Дмитрий Сергеевич (1917-1996)

    Заслуженный деятель науки и техники,
    Лауреат Государственной премии, доктор технических наук, профессор,


    Заведующий кафедрой "Приборы и системы ориентации, стабилизации и навигации" МВТУ им. Н.Э.Баумана с 1963 по 1986 г.

    Крупный ученый в области теории и практики разработки прецизионных гироскопических систем и автоматических систем управления летательными аппаратами различного назначения. Известный педагог, воспитавший не одно поколение инженеров и научных работников.

    С 1948г. по 1955г.- руководитель исследовательского сектора ОКБ МАП, а с 1955г. по 1963г. - заместитель главного конструктора одного из КБ Министерства Радиопромышленности СССР.

    Развитие теории и практики прецизионных гировертикалей, курсовертикалей во многом обязано работам Д.С. Пельпора. Ему совместно с С.С.Тихменевым принадлежит приоритет теории прецизионных гировертикалей с интегральной коррекцией. Им же развита теория указателя направления ортодромии. В 1947г. опубликована монография (в соавторстве с П.В. Бромбергом) "Автоматическое управление самолетом", в которой впервые приведено систематическое изложение задач автоматического управления самолетом, рекомендованы рациональные схемы автопилотов. Решение многих сложных задач теории гиростабилизаторов, таких как исследование нелинейных систем дифференциальных уравнений высокого порядка, их динамических погрешностей, широко использованы при создании ряда отечественных гиростабилизаторов, принятых к серийному изготовлению. Значительный вклад в теории прикладной гироскопии внесли работы Д.С. Пельпора по определению оптимального выбора и принципов построения гироскопических систем с учетом реальных условий их эксплуатации. Он также принимал непосредственное участие в разработке гирополукомпаса ГПК-52 (1952г.), являвшегося многие годы одним из основных бортовых гироскопических приборов.

    Более того, Д.С. Пельпор является известным изобретателем - автором около 20 изобретений. Он также автор и соавтор 80 научно-технических отчетов по опытно-конструкторским разработкам гироскопических приборов и систем, выполненных в ведущих НИИ и ОКБ страны и внедренных в серийное производство. Им опубликовано 11 монографий по специальным вопросам проектирования гироскопических систем и десятки научно-технических статей, определяющих развитие гироскопической техники.

    Ученый-теоретик, ученый-практик Д.С. Пельпор не замыкал круг своих интересов только решением научно-технических проблем. Как крупный специалист он понимал, что развитие теории и практики приборов и систем ориентации, стабилизации и навигации немыслимо без подготовки кадров. Поэтому сначала педагогической деятельности (с1949г.) он в течение 47 лет уделял повышенное внимание теории и практическим методам расчета и разработки систем пилотажно-навигационных комплексов, их базовым элементам, методам их моделирования и испытания, что явилось фундаментом для проектирования приборных систем. Прекрасный педагог и талантливый организатор учебного процесса Д.С. Пельпор не только создал и читал ряд специальных курсов по системам автоматической стабилизации и гироскопическим приборам и системам, но под его руководством и непосредственном участии на кафедре организована подготовка инженерно-научных работников по трем специализациям: системам ориентации, системам стабилизации и системам навигации подвижных объектов в рамках научно-технического приложения гироскопической техники. Он привлек на постоянную работу в МГТУ им. Н.Э.Баумана специалистов НИИ и отраслевых предприятий: д.т.н., профессоров П.В. Бромберга, И.А. Михалева, А.К. Неусыпина, Б.Н. Окоемова.

    Созданные под руководством Д.С. Пельпора методические основы подготовки специалистов по приборам и системам ориентации, стабилизации и навигации утвердили кафедру как базовую в области высшего образования и соответствующих отраслей промышленности. Специфика кафедры - тесная связь с ведущими предприятиями промышленности.

    Многогранная инженерно-научная и педагогическая деятельность Д.С. Пельпора высоко оценены Правительством СССР. Он награжден орденом Трудового Красного Знамени, пятью медалями СССР. В 1974 году ему было присуждено почетное звание "Заслуженный деятель науки и техники РСФСР". В течении длительного времени он являлся Председателем специализированного совета МВТУ им. Н.Э.Баумана по присуждению ученой степени кандидата технических наук, председателем секции "Гироскопические системы", комиссии "Техническая кибернетика" Минвуза СССР, Председателем координационного Совета Минвуза СССР и Минобщемаша СССР по специальности 0609, членом ряда комиссий СССР и АН СССР.

    Коновалов Сергей Феодосьевич (р.1941)

    заслуженный деятель науки РФ, доктор технических наук, профессор,
    действительный член Международной Академии Навигации и Управления Движением


    Является крупным ученым и специалистом в области теории и практики создания приборов для систем ориентации, гироскопической стабилизации и навигации подвижных объектов различного назначения. Один из основателей российской школы разработчиков микромеханических акселерометров и гироскопов, руководитель программ конверсионного применения навигационной техники (подземная навигация при бурении, строительство, мониторинг сооружений). Автор более 150 научных работ, 80 патентов и четырех книг по вопросам гироприборов, акселерометров, МЭМС-технологии, испытательных стендов, инклинометрии нефтяных и газовых скважин, мониторинга строительных сооружений.

    Шаповалов Анатолий Борисович

    Член-корреспондент Российской академии ракетных и артиллерийских наук (РАРАН),
    действительный член международной Академии навигации и управления движением (АНУД),
    доктор технических наук, профессор,
    генеральный директор и главный конструктор
    АО "ЦНИИ автоматики и гидравлики"


  • Щипанов Георгий Владимирович (1903-1953)

    кандидат технических наук, профессор


    Первый заведующий кафедрой в период с 1934 по 1939 годы. В дальнейшем заведующий кафедрой "Гироскопических приборов" в МАИ им. Серго Орджоникидзе. В период заведования кафедрой в 1936 году опубликовал книгу "Теория, расчет и методы конструирования авиационных приборов", за которую ему была присуждена ученая степень кандидата технических наук, и в 1938 году книгу "Гироскопические приборы слепого полета". Тогда же в 1938 году Щипанову присвоено звание профессора.

    Известен работами по обобщению теории невозмущаемых гироскопических маятников с периодом Шулера на общую теорию инвариантных систем автоматического регулирования.

    Булгаков Борис Владимирович (1900-1952)


    член-корреспондент АН СССР, доктор физико-математических наук, профессор


    Заведовал кафедрой авиационных приборов МВТУ им. Н.Э.Баумана с 1939 по 1948 годы. Основатель и первый руководитель кафедры прикладной механики механико-математического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова. Выдающийся советский механик. Один из основоположников прикладной теории гироскопов в СССР. В 1939 г. Булгаков Б.В. защитил докторскую диссертацию на тему « Прикладная теория гироскопов», был утвержден в ученой степени доктора физико-математических наук и ученом звании профессора. В том же году диссертация Булгакова Б.В. вышла в виде монографии, в которой изложена теория всех наиболее важных гироскопических приборов и которая стала классической в этой области. Последние двенадцать лет Б.В.Булгаков плодотворно работал в области теории нелинейных колебательных систем и систем регулирования. Результаты этой работы подытожены в монографии "Колебания", вышедшей в свет втрех частях с 1951 по 1954 годы.

    Тихменев Сергей Сергеевич (1886-1964)

    член-корреспондент АН СССР, доктор физико-математических наук, профессор


    Заведовал кафедрой авиационных приборов МВТУ им. Н.Э.Баумана с 1939 по 1948 годы. Основатель и первый руководитель кафедры прикладной механики механико-математического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова. Выдающийся советский механик. Один из основоположников прикладной теории гироскопов в СССР. В 1939 г. Булгаков Б.В. защитил докторскую диссертацию на тему « Прикладная теория гироскопов», был утвержден в ученой степени доктора физико-математических наук и ученом звании профессора. В том же году диссертация Булгакова Б.В. вышла в виде монографии, в которой изложена теория всех наиболее важных гироскопических приборов и которая стала классической в этой области. Последние двенадцать лет Б.В.Булгаков плодотворно работал в области теории нелинейных колебательных систем и систем регулирования. Результаты этой работы подытожены в монографии "Колебания", вышедшей в свет втрех частях с 1951 по 1954 годы.

    Пельпор Дмитрий Сергеевич

    член-корреспондент АН СССР, доктор физико-математических наук, профессор


    Заведовал кафедрой авиационных приборов МВТУ им. Н.Э.Баумана с 1939 по 1948 годы. Основатель и первый руководитель кафедры прикладной механики механико-математического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова. Выдающийся советский механик. Один из основоположников прикладной теории гироскопов в СССР. В 1939 г. Булгаков Б.В. защитил докторскую диссертацию на тему « Прикладная теория гироскопов», был утвержден в ученой степени доктора физико-математических наук и ученом звании профессора. В том же году диссертация Булгакова Б.В. вышла в виде монографии, в которой изложена теория всех наиболее важных гироскопических приборов и которая стала классической в этой области. Последние двенадцать лет Б.В.Булгаков плодотворно работал в области теории нелинейных колебательных систем и систем регулирования. Результаты этой работы подытожены в монографии "Колебания", вышедшей в свет втрех частях с 1951 по 1954 годы.

    Коновалов Сергей Феодосьевич

    член-корреспондент АН СССР, доктор физико-математических наук, профессор


    Заведовал кафедрой авиационных приборов МВТУ им. Н.Э.Баумана с 1939 по 1948 годы. Основатель и первый руководитель кафедры прикладной механики механико-математического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова. Выдающийся советский механик. Один из основоположников прикладной теории гироскопов в СССР. В 1939 г. Булгаков Б.В. защитил докторскую диссертацию на тему « Прикладная теория гироскопов», был утвержден в ученой степени доктора физико-математических наук и ученом звании профессора. В том же году диссертация Булгакова Б.В. вышла в виде монографии, в которой изложена теория всех наиболее важных гироскопических приборов и которая стала классической в этой области. Последние двенадцать лет Б.В.Булгаков плодотворно работал в области теории нелинейных колебательных систем и систем регулирования. Результаты этой работы подытожены в монографии "Колебания", вышедшей в свет втрех частях с 1951 по 1954 годы.

    Шаповалов Анатолий Борисович

    член-корреспондент АН СССР, доктор физико-математических наук, профессор


    Заведовал кафедрой авиационных приборов МВТУ им. Н.Э.Баумана с 1939 по 1948 годы. Основатель и первый руководитель кафедры прикладной механики механико-математического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова. Выдающийся советский механик. Один из основоположников прикладной теории гироскопов в СССР. В 1939 г. Булгаков Б.В. защитил докторскую диссертацию на тему « Прикладная теория гироскопов», был утвержден в ученой степени доктора физико-математических наук и ученом звании профессора. В том же году диссертация Булгакова Б.В. вышла в виде монографии, в которой изложена теория всех наиболее важных гироскопических приборов и которая стала классической в этой области. Последние двенадцать лет Б.В.Булгаков плодотворно работал в области теории нелинейных колебательных систем и систем регулирования. Результаты этой работы подытожены в монографии "Колебания", вышедшей в свет втрех частях с 1951 по 1954 годы.